Методические рекомендации по формированию портфолио ученика icon

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика

Реклама:



Скачать 86.08 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формированию портфолио ученика
Дата конвертации17.07.2013
Размер86.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА


Идея портфолио - из всего имеющегося материала отобрать то, что позволяет ребенку, его родителям, педагогам, приемной комиссии при формировании профильного класса (или профильной группы) сделать более адекватный вывод - данный профиль именно для него, т.к. он в своем портфолио действительно демонстрирует многолетнее увлечение этим профилем. Портфолио позволяет решить две основные задачи:

  1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в
    процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с
    достижениями других учеников.

  2. Оценить образовательные достижения и дополнить (заменить)
    результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В
    этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как
    аналог аттестата, свидетельство о результатах тестирования (или
    выступать наряду с ними).

В соответствии с разными задачами использования портфолио, строится система его оценивания. Тенденции оценивания:

  • Неформальное оценивание (экспертное), которое включает
    коллективную оценку педагогов, родителей соучеников.

  • Формализация и стандартизация критериев оценивания,
    согласованных с общепринятыми учебными показателям
    компетенциями- решение проблем, коммуникативные и
    мыслительные умения, информационно- компьютерная грамотность
    и др.

Портфолио помогает решить педагогические задачи:

  1. Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию

  2. школьников;

  3. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять

  4. возможности обучения и самообучения;

  5. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  6. Формировать умение учиться- ставить цели, планировать и

  7. организовывать собственную учебную деятельность;

  8. Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  9. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности

для успешной социализации.

Портфолио предъявляется ребенком при поступлении в профильный класс, в приемные комиссии вуза, техникума, в отдел кадров фирмы или предприятия.

Типы портфолио:

1. ^ Портфолио документов- портфель сертифицированных

(документированных) индивидуальных образовательных достижений Приложением к порфолио могут стать документы или их копии. Информация о различных мероприятиях и их результаты заносятся в творческую(зачетную) книжку ученика.

Примерная структура :

Позиции

Компоненты

Результаты

Блок А

Олимпиады

Районная:

-победитель

- призер

Школьная

-победитель


3

2


3


Блок Б

Иные сертификаты


Мероприятия, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами;

культурно- образовательными фондами. Образовательные тестирования, курсы по предметам

От 1 до 5 баллов

Материалы, используемые в портфолио:

♦ Диплом

  • Грамота

  • Свидетельство и др. достижения, подтверждающие достижения
    ученика

Плюсы - итоговая балльная оценка используется как механизм определения образовательного рейтинга ученика

Минусы - дает представление только о достигнутых результатах ученика, а не о разнообразии его творческой активности, его учебного стиля, интересов и пр.

2. ^ Портфолио работ - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося; описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, практик, спортивных и художественных достижений. Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Материалы, используемые в портфолио:

  • Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору

  • Творческая книжка с приложением работ

  • Электронные документы

  • Модели, проекты, исследовательские работы

  • Отчеты о социальных практиках

Плюсы- дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки

Минусы - качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг.

3. Портфолио отзывов - оценка школьником своих достижений, самоанализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, планирование будущих образовательных этапов, отзывы учителей, родителей, одноклассников, работников учреждений дополнительного образования.

Материалы, используемые в портфолио:

  • тексты заключений

  • рецензии

  • отзывы
    ♦ резюме

  • эссе

  • рекомендательные письма и др.

Плюсы - дает возможность использовать механизмы самооценки ученика, а следовательно, повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профиля.

Минусы - сложность формализации и учета информации.


Примерная структура портфолио выпускника полной средней школы:


Олимпиады

№п/п

Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата




















Конкурсы

№п/п

Название

Область знаний

Уровень

Результат

Дата




















Достижения в системе дополнительного образования, довузовской подготовки

№п/п

Название

Область знаний

Уровень

Результат

Дата




















Проектные и творческие работы

№п/п

Название

Область знаний

Уровень

Результат

Дата





















РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При сборе материалов и оформлен и портфолио должен
использоваться принцип добровольности.

Школьник, занимающийся сбором материалов для своего портфолио сам лично решает, какие документы он помещает в папку своих личных достижений. Это важнейший принцип работы с портфолио. Нельзя принудительно, без согласия ребенка включать материалы в его портфолио.

2. Самостоятельный сбор материалов и оформление портфолио ребенком (помощь и поддержка родственников и других взрослых возможна).

Но полностью подменять ребенка в этом процессе нельзя, т.к. в процессе сбора портфолио важен не только конечный результат, но и определенные усилия, которые помогают осмыслить свои личные достижения, сформировать личное отношение к полученным результатам, осознать свои возможности. Серьезная самостоятельная работа над материалами портфолио помогает ребенку сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, а после окончания школы- вуза или места работы.

Формируется более вдумчивое отношение к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени.

3. Нельзя оставлять ребенка без психологической поддержки при
формировании портфолио.

Взрослым следует активно помогать им в формировании портфолио: напоминание о необходимости сбора и систематизации материала, совет об использовании способов демонстрации своих достижений - доклад или сообщение на конференции школьников. Учитель - стимулирование активности школьников- совет включиться в работу группы ровесников, занимающихся интересным социальным проектом.

4. Использование возможностей системы дополнительного и
профессионального образования, общественных организаций, кружков,
спортивных секций и т.д.

Одна из основных задач взрослых - различными способами стимулировать ребенка принимать участие в проводимых ими мероприятиях. Данные организации имеют право выдавать личные сертификаты, дипломы, писать отзывы и - рекомендации, которые могут быть включены в портфолио. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений в сборе материалов.

  1. При формировании портфолио важно не количество, а качество
    собранного материала.

  2. Смысл портфолио - осознание школьником в необходимости
    получения разносторонней и разнообразной информации,
    демонстрация школьником своих возможностей и достижений с
    разных сторон, а не только официальных позиций, которые признаются
    вузами и органами власти. Не все имеют реальную возможность
    получить сертифицированный или официальный документ типа
    диплома за участие. Значит, нужно уделить более пристальное
    внимание материалам, которые можно включить в другие разделы
    портфолио.

  3. Принцип профильности, т.е. отбор из общей массы материалов и
    документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность
    выбора данного профиля (или направления) деятельности. Нельзя
    использовать все, что собрано с раннего детства.

8. Нельзя ограничиваться сбором материалов за несколько месяцев 9(11)
класса, т.к. их может оказаться недостаточно для получения достоверных выводов и верного выбора.

9. Свобода ребенка при формировании портфолио. Вносит в него записи
сам, и только те достижения, которые считает нужным внести в папку
личных достижений.

10. Портфолио не должно являться простой характеристикой, выданной
классным руководителем или педсоветом. Включение характеристики
в материалы портфолио ( в виде рекомендации или отзыва классного
руководителя) дело самого ребенка. Это должно быть зафиксировано
официальным Положением о портфолио, которым и должны
руководствоваться педагоги и коллективы общеобразовательных
учреждений.

11 .Портфолио - не разовый инструмент, а технология, которая будет нужна в течение всей профессиональной жизни человека.

12. Главное в портфолио- содержание, а не внешняя красота, не должно быть единообразия в оформлении. Вместе с тем следует выдержать схему построения портфолио: титул, основные разделы.

13.Документы портфолио школьника, которые используется для

ориентации школьника на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы, следует оценивать только в соответствии с принятой в данной муниципальной системе шкалой. Как правило, это сертифицированные документы, включенные в первый раздел портфолио « Официальные документы». Все остальные материалы папки личных достижений учеников могут оцениваться только качественными показателями с указанием оригинальности материалов автора, актуальности, проработанности. Полноты и аккуратности. Все зависит от самого материала, который предоставлен ребенком в своем портфолио.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconМетодические рекомендации по формированию укрупненных показателей базисной стоимости (упбс) с учетом потребительских свойств строительной продукции для объектов
Госстрой России доводит до сведения, что с 1 февраля 1994 г вводятся в действие Методические рекомендации по формированию

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconДокументи
1. /Методические рекомендации/biology.doc
2. /Методические...

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconДокументи
1. /методические рекомендации 2008/biologya.doc
2. /методические...

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconРекомендации к формированию информации и заполнению электронного шаблона портфолио педагогического работника
Ии на установление квалификационной категории (высшей или первой) и представляется на бумажном носителе. Электронный шаблон портфолио...

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconМетодические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях РФ
Е методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации Федеральных государственных...

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconМетодические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио)
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные...

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconМетодические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением
Приказ Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2010 г. N 136н/526

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconПоложение о портфолио ученика начальных классов
Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений...

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №12
Технология «учебное портфолио» пришла в наше образование с запада. Она способствует прежде всего формированию необходимых навыков...

Методические рекомендации по формированию портфолио ученика iconДокументы
1. /методические рекомендации по ППП и ПО/Методические рекомендации по предпрофилю.doc

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©sd6.uchebalegko.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы